ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящий учебный план непосредственно образовательной деятельности по
реализации общеобразовательной программы МКДОУ «Детский сад «Березка» (далее
МКДОУ) является нормативным документом, регламентирующим организацию
образовательного процесса в образовательном учреждении с учетом учебнометодического, кадрового и материально-технического оснащения.
Учебный план МКДОУ разработан в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «об образовании в Российской
Федерации»;
Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка
организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам ДО»;
Примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы»
под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 3-е издание,
исправленное и дополненное.
Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой 5-е издание
(инновационное), дополненное и переработанное;
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. №
26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологических
требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»;
Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31. 05. 2007
№ 03-1213 «О методических рекомендациях по отношению дошкольных
образовательных учреждений к определенному виду»;
Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федеральных
государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства
образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014г. № 08-249.
Уставом МКДОУ
Программа развития МКДОУ
Образовательная программа МКДОУ
Учебный план МКДОУ на 2022-2023 учебный год является нормативным актом,
устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени,
отводимого на проведение непосредственно образовательной деятельности.
Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Детский сад работает в
режиме пятидневной рабочей недели.
МКДОУ является общеобразовательным учреждением.
Основные задачи МКДОУ
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,
интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка, с учетом его
индивидуальности, взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
ребенка
Данный учебный план (в части содержательного компонента
образовательного процесса) составлен с учетом перспектив в обновлении
содержания, зафиксированных в Программе развития ДОУ.
Основные задачи учебного плана
регулирование объёма образовательной нагрузки;
реализация федеральных государственных
требований к содержанию и
организации образовательного процесса в ДОУ.
Общая характеристика учреждения
В МКДОУ «Детский сад «Березка» в 2022-2023 учебном году будет
функционировать 2 разновозрастных групп:
1. Младшая группа (2,5-4 года) «Колобок».
2. Средняя группа (4-6 лет) «Буратино».
Детский сад работает в условиях пятидневной учебной недели с 10,5 часовым
пребыванием детей. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая,
продолжительность составляет 34 учебных недель.
Учебно-материальная база находится в удовлетворительном состоянии,
библиотечный фонд достаточен и ежегодно пополняется, развивающая среда, и
условия пребывания детей соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям.
Программно-методическое и учебно-дидактическое обеспечение образовательного
процесса
соответствует
реализуемым
образовательным
программам.
Образовательная деятельность детей осуществляется по принципу комплекснотематического планирования, регулируемого циклограммой образовательной
деятельности дошкольного учреждения на 2022-2023 учебный год, рассмотренной
на педагогическом совете, утвержденном руководителем и описанной в основной
образовательной программе.
Объем учебной нагрузки в течение недели, продолжительность
образовательной деятельности определены в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.3648-20).
Фундамент образовательного процесса составлен с учетом «Примерной
основной образовательной программы дошкольного образования», одобренной 20
мая 2015 года решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию № 2/15 и в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Программа базируется на положениях Основной образовательной программы
дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой соответствует ФГОС ДО.
Основная часть (инвариантная) состоит из пяти образовательных областей и
включает в себя наименование образовательной деятельности в соответствии с
реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования,
количество минут в течение дня и количество занятий в неделю.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная)
включает в себя образовательную деятельность по реализации парциальных,
авторских программ дошкольного образования, которые обеспечивают
приоритетную деятельность образовательного учреждения, реализацию
социального заказа на образовательные услуги, учитывают специфику
национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс.
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
принцип развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
принцип научной обоснованности и практической применимости;
принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих
целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации
которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное
отношение к развитию дошкольников;
принцип интеграции непосредственно образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников,
спецификой и возможностями образовательных областей;
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
решение программных образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных
моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
построение непосредственно образовательного процесса с учетом
возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы.
Количество и продолжительность непрерывной непосредственно образовательной
деятельности
устанавливаются
в
соответствии
с
санитарногигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3049-13):
Продолжительность
непрерывной
непосредственно
образовательной
деятельности:
- для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут,
- для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут,
Максимально допустимый объём непрерывной образовательной нагрузки:
- в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,
В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность,
проводятся физкультурные минутки.
Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не
менее 10 минут.
Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной
активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину
дня.
В учебном плане распределено количество занятий, дающее возможность
использовать модульный подход, строить учебный план на принципах
дифференциации и вариативности.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства
принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных
действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, (форме,
цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и
целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о
малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего
народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира, природы; становление
эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных
представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы,
фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и
гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной
системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и
мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба
организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки,
повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых
видах, спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей
здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в
питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных
привычек и др.).
Учебный план на неделю, месяц, год.
№
младшая (3-4г)
средняя группа (4-5г)
Образовательна в неделю
в месяц
я область
Количество занятий
Познавательн 2
8
1.1 ое развитие
ФЭМП
1
4
Ознакомление
1
4
с окружающим
миром
в год
в неделю
в месяц
в год
72
2
8
72
36
36
1
1
4
4
36
36
1.2 Речевое
1
развитие
Развитие речи
1
ежедневно
Чтение
художественно
й литературы
1.3 Художественн
4
о-эстетическое
развитие
Музыка
2
Художественно
е творчество
- рисование
1
- лепка
0,5
-аппликация
0,5
1.4
Физическое
3
развитие
Физическая
2
культура в
помещении
Физическая
1
культура на
прогулке
Итого:
10
2 ч.30 мин
4
36
1
4
36
4
36
1
4
36
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
1.
2.
Занятия по
самостоятельн
ой части
По СанПину
1
10
16
144
4
16
144
8
72
2
8
72
4
2
2
12
36
18
18
108
1
0,5
0,5
3
4
2
2
12
36
18
18
108
8
72
2
8
72
4
36
1
4
36
40
360
10
3ч 20 мин.
40
360
4
36
1
4
36
12
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утренняя гимнастика
ежедневно
ежедневно
Комплексы закаливающих процедур
ежедневно
ежедневно
Гигиенические процедуры
ежедневно
ежедневно
Беседы при проведении режимных моментов
ежедневно
ежедневно
Кон
стр
Дежурства
ежедневно
ежедневно
укт
Утренний круг
ежедневно
ежедневно
ивн
оВечерний круг
ежедневно
ежедневно
мод
Прогулки
ежедневно
ежедневно
ель
Самостоятельная деятельность детей.
ежедневно
ежедневно
ная
Самостоятельная игра
Самостоятельная деятельность детей в центрах
ежедневно
ежедневно
дея
(уголках) развития
тел
ьность: еженедельно во 2-ой половине дня в совместной деятельности ребенка и
воспитателя
Познавательно-исследовательская деятельность: совместная деятельность на
прогулках, во 2-ю половину дня, в режимных моментах, образовательной
деятельности.
ОБЖ: совместная деятельность на прогулках, во 2-ю половину дня, в
режимных моментах, в организованной образовательной деятельности.
Таблица: организация занятия с разновозрастной группой
Форма
организации
Вся группа занята одним видом
деятельности
Когда применяется
Введение в тему. Объявления общих правил
и условий. Разъяснение поэтапных шагов
задания. Деятельности, связанной с языком
и речью (наблюдение, изучение, иградраматизация и т.д.).
Один вид деятельности, но
индивидуальные задания даются с
учётом возраста.
Используется для творческих и
практических групповых проектов.
Например: Создание аппликации «Букет».
Младшие наклеивают простые детали,
предварительно вырезанные воспитателем,
средние сами вырезают и наклеивают
детали, старшие изготавливают объёмные
детали и добавляют в общую работу.
Занятие проходит одновременно у
всех, но каждая группа выполняет
свои задания.
Учебная деятельность по одному разделу
программы, но с различным изучаемым
материалом. Такое занятие подразделяется
на несколько этапов, на каждом из которых
одна подгруппа работает с воспитателем, а
вторая выполняет самостоятельную работу.
Работа с одной подгруппой.
Остальные дети занимаются
Используется при изучении особенно
сложных тем по математике или обучении
другим видом деятельности под
присмотром помощника
воспитателя.
грамоте.
Совместная работа с двумя
подгруппами
Применяется для проведения однотипных
учебных занятий. Чтобы продолжительность
занятия соответствовала возрасту ребёнка,
его проводят со ступенчатым началом или
окончанием урока.
Схема проведения занятия с поэтапным началом
1-ый этап
2-ой этап
3-ий этап
Активная работа с
Одновременная
младшая
младшими детьми
работа со всеми
детьми: беседа,
Изучается новая
Дети работают в
средняя
обсуждение,
тема. Проводятся
парах, или
подведение итогов
индивидуальные
выполняют
занятия
самостоятельную
работу
Схема проведения занятия с поэтапным окончанием
1-ый этап
Одновременное
начало для всех
детей.
Организационный
момент: сюрприз,
сказочный
персонаж…
2-ой этап
3-ий этап
Активная работа с
младшая
младшими детьми и
завершение занятия
Дети работают в
Заключительный
средняя
парах, или
этап и подведение
выполняют
итогов
самостоятельную
работу на
повторение и
закрепление
Социально-коммуникативное развитие реализуется во всех видах совместной
деятельности и режимных моментах.
Познавательно- исследовательская деятельность- ежедневно в совместной
деятельности
Конструктивно-модельная деятельность – раз в неделю во вторую половину дня в
совместной деятельности взрослого и ребенка.
Вариативная часть учебного плана
Представлена блоком дополнительных образовательных услуг, которые
организованы в соответствии с приоритетным направлением ДОУ.
Продолжительность дополнительных занятий такая же, как и обязательных.
Согласно СанПиНа дополнительное образование осуществляется во вторую
половину дня и не проводится за счёт времени, отведённого на прогулку и
дневной сон.
Платных дополнительных услуг ДОУ не оказывает.
Максимальный объем недельной нагрузки по вариативной части не
превышает допустимую нагрузку.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что содержание
инвариантной и вариативной части не превышает допустимой нагрузки во
всех возрастных группах и гарантирует каждому ребёнку получение
комплекса образовательных услуг
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения
основной общеобразовательной программы дошкольного образования:
Наименование
Первичный мониторинг
Итоговый мониторинг
Сроки
Количество дней
25.09.2022 г. - 10.10.2022г.
25.04.2023 г. - 29.04.2023г.
15 дней
5 дней