Программа по здоровьесбережению воспитанников

Содержание
1. Пояснительная записка……………………………………………………1
2. Цели и задачи Программы………………………………………………...2
3. Принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников…3
4. Содержание работы ДОУ по здоровьесбережению воспитанников…...4
5. Организация двигательного режима……………………………………..6
6. Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе
ДОУ…………………….………………………………………………….10
7. План работы по профилактике заболеваемости и оздоровлению
воспитанников МБДОУ № 53……………………………………… 13
8. План совместной деятельности детского сада и семьи по вопросам
сохранения и укрепления здоровья детей………………………………..14
9. Словарь терминов…………………………………………………… 16
10. Литература……………………………………………………………17

1. Пояснительная записка
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро.
Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни
заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы
педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. Но
проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он
понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?
Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями:
«Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…Нет. Детям совершенно так же, как
и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо
делать. Объясни им, и они будут беречься».
В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала
физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной
установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных
личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В
работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют
и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение
в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления
детей.
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой
тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников
достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко
наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что
отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их
дальнейшего развития.
Много лет назад немецкий ученый М. Петенкофер писал: «… не зная настоящей цены
здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчета, не заботясь о будущем.
Только тогда мы узнаем цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда
мы из здоровых превращаемся в больных».
Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу
жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего
здоровья.
В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, в том числе и к
ребенку. Нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные,
инициативные и, конечно же, здоровые. В национальной доктрине образования воспитание
здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье
детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в
семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в
стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые
требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом
Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической
нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического
процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное
отношение к здоровью.

2.
Цели и задачи программы
Цель программы: Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического,
психического и социального здоровья участников образовательного процесса.
Задачи:
 Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе, в ДОУ в целом;
 Внедрение
современных
здоровьесберегающих технологий
в
структуру
профилактической оздоровительной и образовательно-воспитательной модели ДОУ.
 Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности педагогов и родителей;
 Обучение навыкам здоровьесберегающих технологий: формирование у детей знаний,
умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него;
 Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией
к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье детей.
 Повышение валеологической, медико-психолго-педагогической компетентности всех
участников образовательного процесса.

Ожидаемый результат:
1. Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы;
2. Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников;
3. Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного
возраста в детском саду.
4. Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и
укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров
двигательной активности детей в группах; соответствие физкультурного оборудования и
инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий;
5. Осознание взрослыми и детьми понятия "здоровье" и влияние образа жизни на состояние
здоровья;
6. Снижение уровня заболеваемости детей;
7. Увеличение количества дней, проведенных ребенком в детском саду;
8. Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном
питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные
игры, упражнения, гимнастики и пр.)
9. Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает: знание
программ, методик и технологий по здоровьесбережению детей; использование в работе
диагностических данных о ребенке; создание условий для полноценного физического,
психического и социально-личностного развития ребенка; систематическое планирование
физкультурно-оздоровительной работы.

3.Основные принципы системы работы по здоровьесбережению
воспитанников:
Принцип активности и сознательности — определяется через участие всего коллектива
педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности
по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех
субъектов образовательного процесса.
Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и
здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по
оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение
содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную
связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;
«Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в
детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны
для здоровья и развития ребенка.

Доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду должна строится с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается
через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений,
которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного
процесса (из теории функциональных систем П.К. Анохина).
Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и
обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные
мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.
Комплексного междисциплинарного подхода. Работа учитывает тесную связь между
медицинским персоналом ДОУ и педагогическим коллективом, а также отсутствие строгой
предметности.

4. Содержание работы по здоровьесбережению воспитанников
Ответственные
Сроки
Результат
и исполнители
Обеспечение высокого качества медико-психолого-педагогического сопровождения
воспитанников
Положительная
Обеспечение режимов
динамика
в
Педагогически
пребывания воспитанников в ДОУ с
соматическом,
й коллектив
Ежедневно
учётом их индивидуальных
психо-физическом
ДОУ
особенностей
здоровье, развитии
детей
Кладовщик
Обеспечение воспитанников
Педагоги
качественным сбалансированным 4-х
Ежедневно
Помощники
разовым питанием.
воспитателей
Повышение
эффективности
работы ДОУ по
Разработка и реализация плана
Ст.
профилактике
работы ДОУ по профилактике
воспитатель,
Сентябрь
заболеваемости и
заболеваемости и оздоровлению
педагог2021-2023г.
оздоровлению
воспитанников.
психолог
воспитанников.
Снижение уровня
заболеваемости
воспитанников.
Повышение
профессиональной
компетентности
Формирование системы
педагогов, которая
Старший
использования здоровьесберегающих
предполагает:
воспитатель
2021-2023г.
технологий в организации учебнознание программ,
воспитательного процесса
методик и
технологий по
здоровьесбережени
ю детей
Обучение педагогов
Старший
Повышение
2021-2023г
новым технологиям здоровьсбереже
воспитатель
профессиональной
Мероприятия

нния

Проведение спортивных праздников
и развлечений

Подбор материалов для консультаций
и оформление стендовых материалов
для родителей.

Выпуск буклетов ДОУ для родителей
«Мы – за здоровое питание»

Педагогически
й коллектив
ДОУ

2021-2023г

Педагогически
й коллектив
ДОУ

2021-2023г

Ст. воспитатель

2022г.

Разработка и реализация авторских
проектов, направленных
на сохранение и укрепление
здоровья воспитанников.

Педагогически
й коллектив
ДОУ

Организация и проведение

Педагогически

2021-2023г

2021-2023г

компетентности
педагогов, которая
предполагает:
знание программ,
методик и
технологий по
здоровьесбережени
ю детей
Повышение
интереса детей к
занятиям
физической
культурой
Повышение
компетентности
родителей в области
сохранения здоровья
детей
Повышение
компетентности
родителей в области
сохранения здоровья
детей
Авторские проекты,
направленные на
сохранение и
укрепление здоровья
воспитанников.
1.Сформированност
ь у детей культурногигиенических
навыков, знаний о
правильном
питании, практическ
их умений и
навыков у детей и
родителей в области
физического
воспитания.
Инновационная
модель
сотрудничества
детского сада и
семьи по
формированию
осознанного,
творческого,
бережного
отношения к
здоровью детей с
целью повышения
его уровня.
Освоение
детьми

мероприятий с детьми
валеологической,
здоровьесберегающей
направленности.

й коллектив
ДОУ

Организация индивидуального
консультирования педагогов и
родителей по вопросам сохранения и
укрепления здоровья воспитанников.

Ст. воспитатель

По
необходимос
ти

Работа с родителями по направлению
сохранения и укрепления здоровья
воспитанников.

Ст. воспитатель
Педагогически
й коллектив

Ежегодно
по годовым
планам

Информирование общественности о
ходе оздоровительной деятельности
и её результатах

Заведующая,
Ст. воспитатель
Ответственный
за сайт ДОУ

В течение
года

задач
образовательной
области
«Физического
развитие»
Увеличение
доли
педагогов
и
специалистов
с
высоким
уровнем
медико-психологопедагогической
компетентности
Увеличение
доли
родителей,
с
высоким
уровнем
медико-психологопедагогической
компетентности
Отчет по
самообследованию
ДОУ
Информация на
сайте ДОУ

Оценка качества результатов деятельности
Комплексный мониторинг состояния
здоровья и развития детей раннего и
дошкольного возраста.

5.

Ст.
воспитатель,
педагогпсихолог,
воспитатели
групп

Ежегодно

Анализ результатов
мониторинга.
Определение
перспектив
деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ДЕТЕЙ

Одним из условий рациональной организации деятельности детей в ДОУ является
обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить
физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных
качеств и способствует поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего дня.
Модель режима двигательной активности детей
Виды занятий

Утренняя
гимнастика

Физкультурные
занятия

Варианты содержания
 Традиционная
гимнастика
 Ритмическая
гимнастика
 Корригирующая
гимнастика
 Традиционные занятия
 Игровые и сюжетные
занятия
 Занятия

Особенности организации
Ежедневно утром, на
открытом воздухе или в
группе.
Длительность 10-12 мин.

Два занятия в неделю в






Физкультминутки





Музыкальные
минутки






Корригирующая
гимнастика после
сна







Подвижные игры и
физические
упражнения на
прогулке









тренировочного типа
Тематические занятия
Контрольнопроверочные занятия
Занятия на свежем
воздухе
Упражнение для снятия
общего и локального
утомления
Упражнения для кистей
рук
Гимнастика для глаз
Гимнастика для
улучшения слуха
Дыхательная
гимнастика
Упражнения для
профилактики
плоскостопия
Разминка в постели –
корригирующие
упражнения и
самомассаж
Оздоровительная
ходьба по массажным и
ребристым дорожкам
Развитие мелкой
моторики и зрительнопространственной
координации
Подвижные игры
средней и низкой
интенсивности
Народные игры
Эстафеты
Спортивные
упражнения Игры с
элементами спорта
(футбол, бадминтон,
городки, баскетбол)
Игры, которые лечат
Музыкальные игры
Школа мяча

Ежедневно проводятся во
время занятий по развитию
речи, ИЗО, формированию
математических
представлений.
Длительность 3-5 мин.

Ежедневно, при открытых
фрамугах в группе.
Длительность 7-10 мин.

Ежедневно, на утренней
прогулке.
Длительность 20-25 мин.

На прогулке во второй
половине дня
Длительность 15-20мин.
2 раза в неделю, группами
по 5-7 человек, проводится
во время утренней
прогулки.
Длительность 3-7 мин.

Оздоровительный
бег
«Недели
здоровья»

группе
Длительность 20-35 мин.




Занятия по валеологии
Самостоятельная






Спортивные
праздники и
физкультурные
досуги

Самостоятельная
двигательная
деятельность
Участие
родителей в
физкультурнооздоровительных,
массовых
мероприятиях,
занятиях

двигательная
деятельность
Спортивные игры и
упражнения
Совместная трудовая
деятельность детей,
педагогов и родителей
Развлечения.








Игровые
Соревновательные
Сюжетные
Творческие
Комбинированные
Формирующие
здоровый образ жизни



Самостоятельный
выбор движений с
пособиями, с
использованием
самодельного или
приспособленного
инвентаря.

4 раза в год (в октябре,
январе, марте, июле)

Праздники проводятся 2
раза в год.
Длительность не более часа.
Досуги - один раз в
квартал.
Длительность не более 30
мин.
Ежедневно, во время
прогулки, под руководством
воспитателя.
Продолжительность зависит
от индивидуальных
особенностей.

Подготовка и проведение
физкультурных досугов,
праздников, дней здоровья.

Утренняя гимнастика важна для закаливания организма, повышения работоспособности
детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного
аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Ее следует проводить при открытой
форточке. Свежий воздух воздействует на кожные рецепторы холодом, что способствует
быстрому повышению возбудимости ЦНС и восстановлению нормальной работоспособности. На
утренней гимнастике целесообразна частая смена упражнений при многократной повторяемости
(до 8—12 раз) одного упражнения (в соответствии с рекомендациями Ю.Ф. Змановского).
Утренняя гимнастика может проводиться в различной форме.
Традиционная утренняя гимнастика состоит из двигательных упражнений (различные
виды ходьбы и бег), комплекса общеразвивающих упражнений для разных групп мышц,
прыжков в чередовании с ходьбой, дыхательных упражнений и заключительной части (ходьбы).
Вводная и заключительная части выполняются в кругу, для исполнения комплекса упражнений
дети строятся в колонны.
Игровая гимнастика включает 3-6 имитационных упражнений. Образные движения
объединяются одной темой. Этот вид утренней гимнастики используется в работе с младшими
дошкольниками.
Гимнастика с использованием различных предметов проводится как традиционная
утренняя зарядка с гимнастическими палками, обручами, лентами, флажками, мешочками и т.д.
Варианты различных видов утренней гимнастики представлены в Приложении №1.
Оздоровительные занятия проводятся регулярно. Образцы проведения оздоровительных
занятий с детьми представлены в Приложении №2.

Музыкальные занятия
В ходе проведения используются ритмические, музыкально-дидактические, речевые,
хороводные, музыкальные коммуникативные, пальчиковые игры, игры с пением. Большое
внимание на занятиях уделяется упражнениям на развитие дыхания.
Динамические паузы
Динамическая пауза - заполненная разнообразными видами двигательной деятельности,
отличающейся значительным преобладанием умственной нагрузки или однообразием движений.
Динамические паузы предназначены для предупреждения утомления и снижения
работоспособности. Поэтому они проводятся во время занятий по математике, развитию речи,
ИЗО-деятельности.
Снять напряжение также помогают физминутки, логоритмическая гимнастика,
пальчиковые игры.
Физкультминутки
Физкультминутки проводятся с целью повышения умственной работоспособности и
снижения утомления, обеспечивают кратковременный активный отдых. Физкульминутка состоит
из 3-4 упражнений для больших групп мышц, активизирующих дыхание и кровообращение.
Логоритмическая гимнастика
Логоритмическая гимнастика - форма активного отдыха для снятия напряжения после
продолжительной работы в положении сидя. Она выполняется под музыку, чтения
стихотворения или пения детей и педагога. Логоритмические упражнения объединяются в
комплексы общеразвивающих упражнений, в которых задействованы все группы мышц.
Пальчиковые игры
Пальчиковые игры развивают у детей мелкую моторику, координацию движений и
внимание, активизируют речевые навыки, мышление и память.
Профилактическая гимнастика
Профилактическая гимнастика проводится с целью повышения функциональных
возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья. Профилактическую
гимнастику можно проводить во время занятий, перед прогулкой, приемом пищи, началом
игровой деятельности, в любую свободную минутку. Продолжительность - 2-3 минуты.
Самомассаж
Массаж - система приемов дозированного механического воздействия на кожу и
подлежащие ткани тела человека.
Самомассаж - способ регуляции организма, один из приемов регулирования кровотока.
Детей обучают выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие и похлопывающие
движения в направлении кровотока.
Гимнастика для глаз
Упражнения для глаз включают фиксацию зрения на различных точках, движении
взгляда. Упражнения способствуют восстановлению нормального зрения, рекомендуется
выполнять 2 раза в день.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную
мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких.
Дыхательные упражнения выполняются 2-5 минут, можно стоя, сидя и лежа на спине.
Бег, ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке
Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и
совершенствования выносливости. В начале и в конце прогулки дети выполняют пробежку,
после чего переходят на ходьбу, шагая в ритме.
Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие
отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость,
выносливость и другие психофизические качества.
Игры необходимо подбирать игры с учетом возраста детей, учитывая степень
подвижности ребенка в игре. Игры должны включать различные виды движений и содержать
интересные двигательные игровые задания.
Опираясь на исследования Козыревой О.В. в ходе работы с детьми дошкольного возраста

внедряются оздоровительно-развивающие игры при наиболее распространенных заболеваниях
и отклонениях в состоянии здоровья дошкольников
 оздоровительно-развивающие игры при плоскостопии;
 оздоровительно-развивающие игры при нарушении осанки;
 оздоровительно-развивающие игры при дискинезии желчевыводящих путей;
 оздоровительно-развивающие игры при ожирении;
 оздоровительно-развивающие
игры
при
функциональных
нарушениях
сердца оздоровительно-развивающие игры для часто болеющих детей.
Данные игры имеют соревновательный, кооперативный и несоревновательный характер.
Релаксационные упражнения и бодрящая гимнастика
Релаксационные упражнения выполняются для снятия напряжения в мышцах,
вовлеченных в различные виды активности. Релаксация - состояние покоя, расслабленности,
возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических
усилий. Рекомендуется выполнять релаксационные упражнения перед дневным сном с
использованием музыки и ароматерапии.
Бодрящая гимнастика проводится после дневного сна Цель: сделать более
физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять
мышечный тонус. После пробуждения дети выполняют некоторые упражнения в постели,
потягивание, встают и по массажным коврикам («дорожкам здоровья») переходят в другую
комнату, далее выполняют упражнения ритмической гимнастики. Общая продолжительность
бодрящей гимнастики - 7-15 минут.
ЗАКАЛИВАНИЕ
Закаливание повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям,
способствует
ускорению обмена веществ, оказывает благотворное влияние на
психосоматическое состояние ребенка.
Воспитатели выбирают из предложенных методов закаливающие процедуры, которые они
будут проводить с детьми своей группы. В дошкольном учреждении используют методы
закаливания, абсолютно безвредные для всех детей.
Обязательное условие закаливания — соблюдение принципов постепенности и
систематичности. Эффект в снижении острой заболеваемости проявляется через несколько
месяцев после начала процедур, а стойкий эффект — через год.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ЗАКАЛИВАНИЯ








Ежедневно проводить воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями.
Полоскать рот кипяченой водой комнатной температуры после каждого приема пищи.
Широко
использовать
для
закаливания
и
оздоровления
не
традиционное физкультурное оборудование.
Ежедневно
в
утренней
гимнастике
использовать
ритмические
движения.
После сна выполнять упражнения для пробуждения.
Применять точечный массаж.
В осенне-зимний период применять чесночные бусы.

6. Система здоровьесберегающих технологий, используемых в работе ДОУ
В настоящее время в деятельность ДОУ подобраны и успешно внедрены следующие виды
здоровьесберегающих технологий:
Виды
здоровьесберегающих
технологий

Время проведения в режиме
дня; возраст детей

Особенности методики проведения

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Как часть физ.занятия, как
прогулке, в группе со средней
степенью
подвижности,
ежедневно

Игры подбираются в соответствии с
программой по возрасту детей.
Используются
только
элементы
спортивн6ых игр.

2.Физкультурные
минутки

Во время НОД, 1,5-2 минуты
во всех возрастных группах

Рекомендуются для всех детей в
качестве профилактики утомления.

3.Пальчиковая
гимнастика

С
младшего
возраста Рекомендуется детям с речевыми
индивидуально, с подгруппой проблемами. Проводится в любое
и всей группой.
время.

1.Подвижные
спортивные игры

и

4.Дыхательная
гимнастика

5.гимнастика для глаз
6.Закаливание
(упражнения
сна)

после

7.Динамические паузы

8.Интегрированные
занятия

В
разных
формах
физкультурнооздоровительной
работы,
начиная с младшей группы
Ежедневно по 3-5минут в
свободное
время,
в
зависимости
от
интенсивности
нагрузки,
начиная с младшей группы.
Ежедневно,
начиная
младшего возраста.

Проветривание
помещения
и
обязательная гигиена полости носа
перед проведением процедур.

Рекомендуется показ воспитателя и
использование наглядности.

с Комплексы физ.упражнений в спальне
и группе.

Во время НОД и между НОД
2-5минут
по
мере
утомляемости, начиная со
2младшей группы.
Последняя неделя каждого
месяца

В НОД в виде игр. Между НОД в
виде
танцевальных
движений,
элементов релаксации.
Интеграция
содержания
различных образовательных областях.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

1.Физкультурное
занятие

Занятия проводятся в соответствии
2-3 раза в
неделю в
программой, по которой работает
спортивном или музыкальном
ДОУ. Перед занятием необходимо
залах.
хорошо проветрить помещение.

Занятие может быть организовано не
2.Проблемно-игровые
В свободное время, можно во
заметно для ребенка, посредством
(игротреннинги
и второй половине дня. Время
включения педагога в процесс
игротерапия)
строго не фиксировано
игровой деятельности.

входят беседы, этюды и игры разной
2 раза в неделю по 30 мин. со
степени
подвижности,
занятия
старшего возраста
рисованием, лепкой и др.

3.Коммуникативные
игры

4. Занятия из серии 1 раз в неделю по 30 мин. со
«Здоровье»
ст. возраста

5.Самомассаж

6.Точечный
самомассаж

Могут быть включены в сетку занятий
в качестве познавательного развития

В зависимости от
поставленных педагогом
целей, сеансами либо в
различных формах
физкультурнооздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку
серьезность процедуры и дать детям
элементарные знания о том, как не
нанести вред своему организму

Проводится в преддверии
эпидемий, в осенний и
весенний периоды в любое
удобное для педагога время со
старшего возраста

Проводится строго по специальной
методике. Используется наглядный
материал

3. Коррекционные технологии

1.Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин.
со старшего возраста

Занятия используют для
психологической терапевтической и
развивающей работы. Сказку может
рассказывать взрослый, либо это
может быть групповое рассказывание,
где рассказчиком является не один
человек, а группа детей

2.Технологии
музыкального
воздействия

В различных формах
физкультурнооздоровительной работы;
либо отдельные занятия 2-4
раза в месяц в зависимости от
поставленных целей

Используются в качестве
вспомогательного средства как часть
других технологий; для снятия
напряжения, повышения
эмоционального настроя и пр.

3.Технологии
коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по
25-30 мин. со старшего
возраста

Группы составляются не по одному
признаку - дети с разными
проблемами занимаются в одной
группе. Занятия проводятся в игровой
форме

4.Фонетическая
ритмика

2 раза в неделю с младшего
возраста не раньше чем через
30 мин. после приема пищи.

Цель занятий - фонетическая
грамотная речь без движений

7.ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ И
ОЗДОРОВЛЕНИЮ ВОСПИТАННИКОВ

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

1

2

3

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции
образовательных областей
Утренняя гимнастика с использованием
корригирующих и дыхательных упражнений
ежедневно
воспитатели
Организация жизни детей в адаптационный
ежедневно
воспитатели
период, создание комфортного режима
3 раза в
Физкультурные занятия
воспитатели
неделю
Спортивные развлечения и праздники
1 раз в месяц
Специальные гимнастические упражнения для
профилактики плоскостопия, нарушения
ежедневно
воспитатели
осанки.
Динамические паузы во время проведения НОД ежедневно
воспитатели
Гимнастика после дневного сна
ежедневно
воспитатели
Прогулки на воздухе с включением подвижных
ежедневно
воспитатели
игр и игровых упражнений
Организация самостоятельной двигательной
ежедневно
воспитатели
активности детей
Гимнастика для глаз
ежедневно
воспитатели
Пальчиковая гимнастика
ежедневно
воспитатели
Дыхательная гимнастика в игровой форме
ежедневно
воспитатели
Хождение босиком по «дорожке здоровья»
ежедневно
воспитатели
Обширное умывание
ежедневно
воспитатели
в теплое время
Игры с водой
воспитатели
года
Воздушные ванны (облегченная одежда
ежедневно
воспитатели
соответствует сезону года)
в теплое время
Хождение босиком на траве
воспитатели
года
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Рациональная организация внутреннего
пространства в соответствии с требованиями
воспитатели
постоянно
СанПиНов.
Создание условий для организации
двигательной активности воспитанников,
заведующая,
включающей в себя предусмотренные
постоянно
воспитатели,
программой занятия физкультурой, активные
завхоз
паузы в режиме дня, а также физкультурнооздоровительную работу.
Организация рационального питания и
постоянно
воспитатели

4

6

7

1

2
3
4
5
6

витаминизация воспитанников: организация
второго завтрака (соки, фрукты), строгое
выполнение натуральных норм питания,
соблюдение питьевого режима, гигиена приема
пищи, индивидуальный подход к детям во время
приема пищи, правильность расстановки и
подбора мебели.
Определение оптимальной нагрузки на ребенка,
с учетом возрастных и индивидуальных
постоянно
особенностей в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями.
Нормализация функции ЦНС
(соблюдение режима; музыкотерапия;
в теч. года
сказкотерапия;)
Рекомендации родителям часто болеющих детей
по оздоровлению в летний период (по
в теч. года
закаливанию, питанию, одежде).
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА
Обеспечение благоприятного психологического
в теч. года
климата в ДОУ
сентябрь
Обследование детей
май
Индивидуальная коррекционная работа детьми,
нуждающимися в коррекции
по графику
Коррекционная работа по подгруппам, со всей
2 раза в
группой
неделю
Консультирование родителей, воспитателей
в теч. года
Выступления на родительских собраниях
Обеспечение благоприятного психологического
климата в ДОУ

воспитатели
педагоги

воспитатели

психолог
психолог
психолог
психолог
психолог

в теч. года

психолог

постоянно

Педагоги

8. Система совместной деятельности детского сада и семьи по вопросам

сохранения и укрепления здоровья детей
№

1.

2.

Задачи

Мероприятия
I этап
 изучение медицинских карт;
Анализ
состояния
 ведение адаптационных листов;
здоровья ребенка на
 анкетирование родителей;
момент поступления в
 беседы с родителями;
ДОУ
 наблюдение за ребенком;
II этап
1. Родительские собрания,
Формирование у
индивидуальные и групповые
родителей системы
консультации:
знаний в вопросах
«Адаптация ребенка к детскому саду»
укрепления и
«Как сохранить здоровье ребенка»;
сохранения
«Организация закаливания»
физического и
психического здоровья «Одежда и здоровье ребенка»
детей
«Как
сделать
зарядку
любимой

Период
Адаптационный
период
Сентябрь
(ежегодно)

Сентябрь 2021 г.,
2022 г., 2023г.,
2023г.
Декабрь 2021г.

привычкой ребенка»
«Формирование у детей привычки
здорового питания»
«Кризис трех лет»
«Роль витаминов в детском питании»
«Правильное питание детей – основа их
здоровья»
«Профилактика простудных заболеваний
у детей дошкольного возраста»
«Оздоровление детей в условиях
детского сада и семьи»
«Особенности питания детей в зимний
период»
«Двигательная активность дошкольника
–
залог
улучшения
физического
состояния»
«Закаливаем детей дома и в детском
саду»
2. Анкетирование родителей.
«Физическое развитие и оздоровление в
семье»
«Развитие двигательной активности
ребенка в семье»
«Физкультура в Вашей семье»
3. Памятки для родителей:
«Как не нужно кормить ребенка»
«Витамины, здоровые продукты и
здоровый организм»
«Советы родителям по питанию»
«Здоровый образ жизни»
«Игры с детьми на свежем воздухе»
«Значение режима дня для здоровья
дошкольника»
«Чего нельзя делать в дошкольном
возрасте»
«Как организовать полноценный сон
ребенка»
«Как сохранить зрение ребенка»
«Соки – напитки защиты организма от
простуды»
«Простуда, или ОРВИ, у малышей»
«О детской одежде»
«Физическое воспитание ребенка»
1.
Индивидуальные беседы
и консультации с родителями
по запросу

3.

4.

Разработка
системы
оздоровительных
мероприятий
при
активном участии и
помощи родителей
Создание условий для



Май (ежегодно)
Сентябрь 2022г.
Ноябрь 2022г.
Январь 2022г.

2021-2023г.г.

2021-2023г.г.

Постоянно

выбор из предложенных методик
наиболее
эффективных
и Начало
удобных для применения.
года

учебного




III этап
разъяснительная

работа

с ежедневно

непрерывности
оздоровительных
мероприятий







5.

Привлечение
родителей к активному
участию в процессе
физического
и
психического развития
детей









6.

родителями;
проведение
дома
утренней
гимнастики,
прогулок
в
выходные дни
проведение занятий вместе с
родителями;
участие родителей в пеших
прогулках совместно с детьми;
походы за город в теплое время
года;
проведение
совместных
с
родителями
праздников,
развлечений, досугов (по плану
По
годовому
ДОУ)
плану ДОУ
участие
родителей
в
психологических тренингах (по
плану педагога-психолога)
помощь родителей в пополнении
развивающей
среды
как
стандартным,
так
и
нестандартным
оборудованием
для развития движений детей
IV этап
диагностика
развития детей;

физического

Май 2021 г.
Май 2022 г.
Май 2023 г.



проведение
сравнительного
анализа заболеваемости за 3 года;



анкетирование
родителей
на
предмет
удовлетворенности
Апрель-май 2021работой
ДОУ по данному
2023 гг.
направлению;



составление плана работы по
профилактике заболеваемости и
Июнь 2021-2023гг.
оздоровлению
детей
на
следующий
учебный
год,
основываясь
на
результатах
диагностики и анкетирования;

Анализ проведенной
работы по
оздоровлению детей в
ДОУ

9.

Словарь терминов

Воспитатель – должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в образовательном
дошкольном учреждении. Основными требованиями к В. являются: высокие личные моральные
качества, внимательное и любовное отношение к детям в сочетании с требовательностью к ним,
наличие необходимых знаний, умение организовать воспитанников и помочь им в различных
видах деятельности. Назначается из числа окончивших педагогические училища или
соответствующий факультет педагогического института. Основные обязанности: организация
умственного, трудового, нравственного и эстетического воспитания детей, участие в

деятельности педагогического коллектива, проведение работы с родителями по вопросам
дошкольного воспитания.
Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным
ростом организма и формированием высших психических функций.
Дошкольное воспитание – семейное и общественное воспитание детей дошкольного возраста.
Закаливание
детей
– система
мероприятий,
развивающих
способность
быстро
приспосабливаться к различным условиям внешней среды и направленных на борьбу с
простудой. Основными принципами закаливания являются постепенность, непрерывность и
комплексность. Средствами закаливания являются воздух, вода и солнце.
Зарядка (утренняя гимнастика) – регулярное выполнение комплексов физических
упражнений, направленное на укрепление здоровья и повышение настроения детей. Зарядка
после сна повышает функциональную активность различных органов и приводит центральную
нервную систему в деятельное состояние. Зарядка - одно из ведущих средств уменьшения
негативного воздействия гиподинамии.
Здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия человека (по
уставу ВОЗ); состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей
средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - процесс воспитания и обучения детей
дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс,
направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные
на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического
процесса в ДОУ: детей, педагогов и родителей. Цель технологий применительно к ребенку –
обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику ДОУ и воспитание
валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и
жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры
профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Осанка у детей - привычное положение тела ребенка при сидении, стоянии, ходьбе,
приобретаемое под влиянием условий воспитания и жизни.
Охрана здоровья воспитанников – государственная система мероприятий, гарантирующая
охрану и укрепление здоровья воспитанников: определение учебной нагрузки, режима занятий с
учетом рекомендаций органов здравоохранения; обязательное периодическое бесплатное
медицинское обследование; организация горячего питания в образовательных учреждениях.
10.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

11.
Авдеева Н.Н., Князева О.Л. Программа «Основы безопасности детей дошкольного
возраста». М.,2000.
12.
Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.,1993. – 132с.
13.
Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/ под ред. З.И.
Бересневой.- М.: Сфера, 2005 – 31 с.
14.
Васильева М.А. «Программа воспитание и обучения ребенка в детском саду» под
редакцией М.А.Васильевой. М., 2003.
15.
Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье / Л.Н.Волошина – М: 2003 – 87 с.
16.
Кочеткова Л.В.. Оздоровление детей в условиях детского сада./ М.: ТЦ Сфера,2007
17.
Крылова И.И.. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного
учреждения: проектирование, тренинги, занятия / Волгоград: Учитель, 2009

18.
Сивачева, Л.Н. Физкультура-это радость!/ Спортивные игры с использованием
нестандартного оборудования С-П. Детство-Пресс. - 2002г.
19.
Утробина, К.К. Занимательная физкультура для дошкольников./ М.: Изд-во Гном и Д.,
2003


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 19.04.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(928) 387-05-80

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».