Основная образовательная программа
Описание образовательной программы
Основная
образовательная программа разработана авторским коллективом учреждения
самостоятельно и определяет содержание и организацию образовательной
деятельности в учреждении. Программа сформирована как программа
психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации,
развития личности детей дошкольного возраста.
Цели Программы: - создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства, - формирование основ
базовой культуры личности, -
всестороннее
развитие психических и
физических |
качеств в
соответствии с возрастными
и |
||||||
индивидуальными
особенностями, |
- |
подготовка |
к
жизни |
в |
современном |
обществе, |
- |
Формирование предпосылок учебной |
деятельности, |
- |
обеспечение |
безопасности |
|||
жизнедеятельности дошкольника.
Программа ориентирована на детей от
3 до 6 лет. Программа состоит из обязательной части
и части,
формируемой участниками образовательных отношений, которые являются
взаимодополняющими.
Основная
образовательная Программа дошкольного образования МКДОУ «Детский сад «Березка»
аула Кумыш (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Обязательная
часть Программы разработана с учетом Основной
образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой., а также парциальных программ,
особенностей образовательного учреждения., региона и муниципалитета,
образовательных потребностей и запросов воспитаников.
Обязательная часть Программы
обеспечивает развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено
на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной
деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения
и
чувства принадлежности к своей семье
и к сообществу детей и взрослых в учреждении; формирование позитивных установок
к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения
в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие
интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие
воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о
себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений
о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы,
многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает
владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного
словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры
речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской
литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в
следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной
с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств,
как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-
двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения,
крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба
организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты
в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и
саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа
жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном
режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Часть,
формируемая участниками образовательных отношений Программы разработана с учетом Программы образования
ребенка – дошкольникаусловиях поликультурного региона Карачаево-Черкеской
Республики ребенок должен получать возможность развития и формирования качеств
личности в соответствии с его национальной принадлежностью и многонациональным
окружением.
«Ядром» знаний ребёнка об окружающем его мире являются знания о
родном крае, его природе, истории и культуре народов республики. Они являются
основой для формирования у ребенка любви к родному краю.
Программа строится на принципах
культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учёт национальных
ценностей и традиций, восполняет недостатки духовно-нравственного и
эмоционального воспитания.
Региональный компонент является
областью освоения ребёнком мира, где его ценности показаны через культуру,
историю родного края. Ребёнок осознаёт, что его малая Родина – это часть
огромной страны и мира. В его жизни происходят все те ценностные явления, что и
на всей Земле. Но, с другой стороны, у ребёнка формируется понимание
своеобразия той родной стороны, где он родился и живёт. Он должен знать свои
корни, свою предысторию.
Свобода выбора регионального
содержания даёт возможность отражать специфику культуры народов КЧР путём
выделения в фольклорно-этнографическом комплексе особенностей культуры региона
и связи его с общенациональной культурой. Региональное содержание программы
разрабатывается с учётом исторического прошлого, характера и структуры местных
ремёсел, настоящего и будущего республики. Традиционная региональная культура,
став предметом практического освоения детьми, должна конкретизировать
общечеловеческие ценности (трудолюбие, дружелюбие, отсутствие национальной
неприязни) на материале богатой истории республики и показать в разнообразии
форм общности в искусстве, культуре и быте.
Среда является важным фактором
воспитания и развития ребёнка. Вариативная часть Программы предусматривает
изменение оснащения уголков в соответствии с тематическим планированием.
Вариативная часть Программы
предполагает разнообразные формы работы с
детьми:
·
Игры (дидактические,
сюжетно-ролевые, игры-путешествия, театрализованные, подвижные, хороводные);
·
Экскурсии и
исследовательскую деятельность;
·
Чтение, обсуждение детской
художественной литературы авторов КЧР;
·
Рассматривание произведений искусства народов
КЧР;
·
Оформление
тематических выставок;
·
Викторины, КВН и др.
·
Продуктивная
деятельность детей;
·
Музыкальная
деятельность;
·
Самостоятельная
деятельность детей;
·
Взаимодействие с
семьями.
Реализация
Программы осуществляется ежедневно:
- в процессе
организованной образовательной деятельности с детьми (занятия), в ходе режимных
моментов,
- в процессе
самостоятельной деятельности детей в различных видах детской деятельности,
- в процессе
взаимодействия с семьями детей по реализации Программы.
Для создания
условий, обеспечивающих целостное развитие личности детей, в ДОУ осуществляется
взаимодействие с семьями воспитанников:
- знакомство с
семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.
-
информирование родителей о ходе образовательного процесса:
индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление
информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение
родителей на детские концерты и праздники, создание памяток,
- образование
родителей: проведение родительских собраний, проведение мастер-классов,
тренингов.
совместная деятельность: привлечение родителей к участию в
конкурсах, выставках, к организации семейных праздников, к участию в детской исследовательской
и проектной деятельности, к участию в общесадовых фестивалей. |